Предыдущий пост | Последующий пост

Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
Когда выбирала стихотворение к сегодняшнему посту, наткнулась вот на такой прелюбопытнейший "документик":
ИЗ ДОКЛАДА А. ЖДАНОВА О ЖУРНАЛАХ «ЗВЕЗДА» И «ЛЕНИНГРАД» НА СОБРАНИИ ПАРТИЙНОГО АКТИВА И НА СОБРАНИИ ПИСАТЕЛЕЙ В ЛЕНИНГРАДЕ:
Перехожу к вопросу о литературном «творчестве» Анны Ахматовой. Ее произведения за последнее время появляются в ленинградских журналах в порядке «расширенного воспроизводства». Это так же удивительно и противоестественно, как если бы кто-либо сейчас стал переиздавать произведения Мережковского, Вячеслава Иванова, Михаила Кузмина, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус, Федора Сологуба, Зиновьевой-Аннибал и т.д. и т.п., т.е. всех тех, кого наша передовая общественность и литература всегда считали представителями реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве.
Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности — чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, — мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых екатерининских времен». Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенных чадом…
(Ахматова, «Anno Domini»)
Такова Ахматова с ее маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой.
Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч верхних слоев старой дворянской России, обреченных, которым ничего уже не оставалось, как только вздыхать по «доброму старому времени». Помещичьи усадьбы екатерининских времен с вековыми липовыми аллеями, фонтанами, статуями и каменными арками, оранжереями, любовными беседками и обветшалыми гербами на воротах. Дворянский Петербург; Царское Село; вокзал в Павловске и прочие реликвии дворянской культуры. Все это кануло в невозвратное прошлое! Осколкам этой далекой, чуждой народу культуры, каким-то чудом сохранившимся до наших времен, ничего уже не остается делать, как только замкнуться в себе и жить химерами. «Все расхищено, предано, продано», — так пишет Ахматова.
Источник: http://www.uhlib.ru/istorija/stalin_i_pisateli_kniga_vtoraja/p4.php
Кстати, о Зинаиде Гиппиус. Утром, отрывая очередной листок в календаре (имею привычку покупать такие календари), прочитала на обратной стороне вот такое стихотворение:
ВСЁ - ОНА Медный грохот, дымный порох, Рыжелипкие струи, Тел ползущих влажный шорох... Где чужие? Где свои? Нет напрасных ожиданий, Не достигнутых побед, Но и сбывшихся мечтаний, Одолений — тоже нет. Все едины, всё едино, Мы ль, они ли... смерть — одна. И работает машина, И жует, жует война... Зинаида ГИППИУС, 1914 год Что-то мистическое и пророческое почудилось... Сто лет назад написано, а кажется, что сегодня... Не учится человечество на ошибках ранее живущих поколений: то ли недопонимает, то ли недослышит крика ОТТУДА...
Comments
Царствие ей небесное!
(Л.Мацих)
В русской культуре "кристализовалась" нелегкая история России, какое счастье, что в ней есть замечательная страничка - поэзия Анны Ахматовой.
Edited at 2014-06-23 06:07 pm (UTC)
А ты раньше не знала про доклад Жданова?
Мой старший друг хранил у себя этот журнал и познакомил меня со статьей, когда мне еще 18 не было. И при этом Ленинградский университет носил имя Жданова вплоть до 90-х... "О, боги, боги мои... Яду мне, яду!"
Гиппиус - замечательнейшая поэтесса, оболганная советским литературоведением.
100 лет прошло после начала Первой мировой, целых сто лет... Сколько же ещё должно произойти ужасов и трагедий, чтобы война навсегда ушла из жизни...
А стихотворение Гиппиус - действительно как сейчас написано...
Как обухом по голове...
"Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне."