
«Мадонна из мрамора», «капризная девочка», «красная королева»... Этой женщине поэты Серебряного века посвящали романсы, а имя ее на афишах гарантировало бешеный кассовый успех и громадные очереди в синематограф.
Куда бы она ни пошла – за ней всегда следовала толпа поклонников, одним из которых был и начинающий поэт Александр Вертинский.
В этом году исполняется 100 лет одному из самых известных романсов Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном».
Написал он его в 1916 году и посвятил, как и многие другие свои песни, Вере Холодной.
Они познакомились во время Первой мировой войны, когда Александр привез Вере письмо с фронта от ее мужа, Владимира Холодного.
Вскоре Вертинский стал своим человеком в доме — дружил и с Верой, и с ее мужем, и с двумя их маленькими дочерьми — Женей и Нонной.
Конечно, Вертинский был увлечен Верой, как и многие . Но любимица публики, в отличие от своих страстных и роковых героинь, была образцовой матерью и примерной женой: когда на фронте ранили мужа, не думая, прервала на долгие месяцы съемки, и ухаживала за ним в госпитале до выздоровления.
Вертинский подарил ей еще несколько песен: «Лиловый негр», «В этом городе шумном», «Маленький креольчик». На нотах «Креольчика» он написал: «Королеве экрана Вере Холодной» и, сам того не ведая, стал автором ее знаменитого титула, который вскоре укрепился за Верой Николаевной. Против такого титула актриса не возражала.
А вот прочитав текст романса «Ваши пальцы пахнут ладаном», Вера испугалась и потребовала немедленно снять посвящение: «Что вы сделали! Это же смерть! Не надо! Чтобы я лежала в гробу — ни за что!»
Немного обидевшись, Александр Николаевич исполнил ее просьбу, но всего через три года вновь вернул надпись, когда в Ростове-на-Дону, где знаменитый шансонье был на гастролях, в номер гостиницы принесли телеграмму из Одессы: «Умерла Вера Холодная».
Она за несколько дней сгорела от испанки — страшного гриппа, свирепствовавшего тогда в мире. Только в России за год от него умерло около трех миллионов человек.
Умерла Вера на гастролях в Одессе, хоронил ее весь город, тысячи людей. Забальзамированное тело поместили в часовню на Первом христианском кладбище. В 1932 голу кладбище было разрушено, могила актрисы уничтожена.
Через месяц после смерти Веры умерла от горя ее мать, через два месяца — муж, Владимир Холодный. Маленьких дочерей взяла на воспитание сестра Веры — Надежда. Позже она перевезла их Болгарию, затем в Турцию. Вертинский в эмиграции пытался отыскать девочек, но тщетно…
А они прожили на чужбине долгую жизнь, дожили обе почти до ста лет. Нонна назвала свою дочь в честь мамы — Верой. Она жива до сих пор — полная тезка своей знаменитой бабушки, Веры Холодной…
P.S. Слава А. Н. Вертинского продолжалась ровно столько, сколько его помнила первая волна эмиграции. Он был их человеком из "той жизни". Пока русские эмигранты активно заполняли кабаки и даже концертные залы, у автора-исполнителя были и концерты, и новые пластинки. Их детям, новому поколению, он был уже не нужен.
Вертинский искал старых эмигрантов, искал их сохранившиеся островки, именно это погнало его из Нью-Йорка аж в Шанхай, а эмигрантов, заинтересованных в отголосках дореволюционного декаданса, становилось всё меньше .
Фактически А. Н. Вертинский был автором очень ограниченного настроения очень ограниченной среды. И незачем из него раздувать великого русского поэта. Не был он великим русским поэтом. У поэтов каждое новое поколение открывает новую глубину, а от Вертинского остались лишь красивости...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →