Сегодня исполняется 205 лет со дня основания Царскосельского лицея
Царскосельский лицей был основан Указом императора Александра I и находился под его патронажем. В течение шести лет здесь воспитывались будущие государственники, чиновники высшего уровня. Одним из главных принципов воспитания лицеистов был выбран принцип служения народу и Отечеству.
В Царское село набирали мальчиков 10-12 лет. В правилах о приеме было записано: прежде чем попасть в списки избранных, дети должны быть представлены лично министру народного просвещения, и, кроме того, пройти ряд экзаменов.
В объявлении к 55-му номеру "Санкт-Петербургских ведомостей", который вышел в июле 1811 года, было написано: "вступающие в лицей должны иметь некоторое грамматическое познание русского и французского либо немецкого языков, знание арифметики, по крайней мере, до тройного правила, понятие об общих свойствах тела".
В первый набор вошли 29 мальчиков, успешно сдавшие вступительный экзамен. Начались учебные будни. Комнаты, в которых жили лицеисты, были очень скромно обставлены: кровать, конторка, комод и умывальный столик. Впрочем, ничего другого в небольшие помещения и не поместилось бы. Самая маленькая комнатка досталась Александру Пушкину. Свою комнату будущее "наше всё" называл "кельей", на которую она, действительно, была похожа: длинный коридор, своды, церковь по соседству. Все шесть лет учебы воспитанники находились в лицее безвыездно.
На стенах классных комнат висели "Правила поведения воспитанников". Распорядок жизни был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию - рисование, чистописание, музыка, пение.
Покидать территорию лицея юношам разрешалось только в сопровождении гувернёров. Иногда директор лично устраивал лицеистам экскурсии, прогулки по окрестностям. И лишь в последний год обучения тем, у кого родные жили в Петербурге, разрешили выезжать в город на каникулы.
Но на самом деле, случаи "самоволок" среди учеников были нередки. В своевольном отлучении за пределы лицея не раз был замечен молодой Пушкин, которого обременяли строгие запреты. Один из самых известных случаев – вылазка юного сердцееда в Екатерининский дворец, который был соединен с учебным заведением переходом.
Однажды Пушкин, пробравшись туда в темноте, заслышал шорох платья и, полагая, что это его знакомая горничная, кинулся целовать женщину, как он пишет, самым невинным образом но оказалось, что это фрейлина Волконская, которая впоследствии пожаловалась императору.
Александр I сделал очень серьезное внушение директору лицея, которое было произнесено, как и полагается русскому царю, на русском языке. Однако выслушав все извинения, император добавил по-французски: "Хотя, между нами говоря, старая дева, наверное, в восторге от ошибки молодого человека".
В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка-цифра.
«Пушкин (Александр), 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».
Директор лицея: В. Малиновский.
Неслыханным педагогическим новшеством для тех времен стала отмена в Лицее любых телесных наказаний и полное равенство воспитанников. В ходу были другие виды взысканий: занесение имени на черную доску, особый стол в классе для провинившегося, уединенное заключение в карцере.
В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было, что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, запрещалось кричать на дядек и бранить их. Никаких материальных притеснений лицеисты тоже не ощущали: у каждого воспитанника была отдельная комната, в ней находились классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.
Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека. Неослабное внимание уделялось религиозному воспитанию юношей. Кроме плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. По воскресным и праздничным дням лицеисты присутствовали на богослужениях. Все ученики посещали занятия по духовному пению и учились ему с большим старанием.
В 1816 году началось обучение юношей верховой езде, в 1817 году были введены не менее популярные у лицеистов занятия по плаванию. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Воспитанники Царскосельского Лицея должны были прекрасно держаться на балах в светском обществе, поэтому к ним были приглашены знаменитые преподаватели танцев Гюар и Эбергардт.
Царскосельский Лицей, действительно, стал для своего времени прогрессивным и ярким учебным заведением. Благородный девиз «Для Общей Пользы», соединивший лучших юношей начала века, стал основой воспитания людей с государственным умом, болеющих за благополучие своей страны и народа.
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского Лицея в государственную службу – самый известный и уникальный. Он славен именами канцлера Российской империи Александра Горчакова, мореплавателя Федора Матюшкина, декабристов Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Владимира Вольховского, поэта Антона Дельвига, композитора Михаила Яковлева и, конечно, Александра Пушкина. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства, а также многочисленных ученых и деятелей искусства.