Началось всё в 1862 году, когда вдова поэта, Наталья Николаевна Ланская , уроженная Гончарова, приехала на знаменитый Лазурный берег. В этом красивейшем уголке Французской Ривьеры врачи строго предписали ей жить постоянно. Только мягкий средиземноморский климат подходил для ее слабых легких.
Вместе с ней были и дочери - Наталья (по-домашнему Таша, фото слева), урожденная Пушкина, младшая дочь поэта, и Александра Ланская, Азя, родившаяся во втором супружестве Натальи Николаевны.
Таша переживала в своей жизни не лучшие времена: она только что разошлась с мужем, Михаилом Дубельтом, забрав с собой двоих детей.
Надо заметить, что Наташа (Таша) , младшенькая, больше всех проблем доставляла Наталье Николаевне и в детстве. Говорили, что она больше всех была похожа на отца, знала все его стихи, но нраву она была дерзкого.
Вот как пишут о ней современники: «В жизни моей я не встречал женщины более красивой, как Наталия Александровна, дочь поэта Пушкина. Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательною белизною лица, она сияла каким то ослепительным блеском. Несмотря на малоправильные черты лица, напоминавшего африканский тип ее знаменитого отца, она могла называться совершенною красавицей, и если прибавить к этой красоте ум и любезность, то можно легко представить, как Наталья Александровна была окружена на великосветских балах и как около нее увивалась вся щегольская молодежь в Петербурге!»
Норовистая Таша вышла замуж без благословения матери и отчима (Ланского), который, кстати сказать, был очень заботливым отцом всем детям Пушкина. Самое ужасное, что Таша вышла замуж за сына Дубольда, ненавистного жандарма, который опечатал всё эпистолярное наследие Пушкина и занимался перлюстрацией писем Пушкина к Наталье Николаевне в первую же ночь после смерти поэта.
Жизнь Таши с Дубольдом-младшим не заладилась. Барон оказался безумным ревнивцем и нередко поколачивал свою красавицу жену. Она с большим трудом уходит от него. Оставив детей матери, Таша уезжает в Германию, захватив с собой только письма Пушкина к жене, которые ей на черный день дала Наталья Николаевна. Там она встречается с принцем Нассау — Николасом Меренбергом (влюбленным в нее со времен Петербурга) и очень скоро становится морганатической женой принца.
И в том втором, счастливом семейном союзе, который в России посчитают морганатическим, а, значит, непризнанным, - появятся на свет еще трое ее детей: дочери София и Александра, сын Георг.
Вот Софии, внучке "солнца русской поэзии", и суждено было связать свою жизнь с Великим князем Михаилом Михайловичем, внуком Николая I и двоюродным братом Александра III .
Этот брак был морганатическим. Он вызвал грандиозный скандал в Петербурге, и никогда не был признан в России. Князь был лишен всех военных званий и наград, ему было запрещено возвращаться в Россию.
Царственный изгнанник обосновался со своей прелестной супругой на Лазурном берегу, в Каннах. Другой страной, приютившей отверженную чету, стала Англия, где и Великий князь, и его жена нашли теплый прием со стороны королевы Виктории.
Известие о свадьбе Михаила Романова стоило жизни его матери, великой княгине Ольге Федоровне, до замужества - принцессе Баденской.
Случайно узнав о женитьбе сына, будучи проездом в Харькове, там же, на железнодорожном вокзале, великая княгиня скоропостижно скончалась - с ней случился сердечный приступ: что могло быть ужаснее - ее любимец Миш-Миш предпочел всем достойным невестам некую безвестную графиню!..
Никому не дано знать будущее. И то, что казалось несчастной матери непоправимой бедой, обернулось для ее сына величайшим благом. Спасением!
Пройдет не так много времени, и революционная Россия вынесет смертный приговор ее сыновьям - великие князья Николай, Георгий и Сергей будут казнены в годы "красного террора".
Как ни странно, но именно женитьба Михаила Романова на внучке Пушкина, вызвавшая сильное недовольство царского дома, и сохранит ему жизнь.
Здесь, на вилле "Казбек", у супругов Романовых в марте 1896-го родилась дочь Надежда, Нада - на английский манер. Но носить родовую царскую фамилию Наде не пришлось: ей был пожалован титул графини де Торби.
Надежда Торби
Анастасия (Зия) Торби
В дальнейшем Великий Князь Михаил Михайлович проживал вместе с супругой в основном в Великобритании и Франции. Вынужденный не служить России по причине закономерного Высочайшего наказания, мог он только встречаться с Августейшими родственниками, бывавшими часто за границей, и обсуждать с ними текущие дела родины.
По прошествии 18 лет изгнания, в 1908 году Великий Князь опубликовал в Лондоне на английском языке посвященный супруге автобиографический роман «Не унывай», в котором осудил узаконенные в России правила бракосочетания высокопоставленных лиц, фактически исключающие супружеские узы по собственному влечению молодых людей, по любви. Хотя действие романа происходило в другой («королевской») стране, продажа книги и ее переиздание в России были строго запрещены.