?

Log in

Previous Entry | Next Entry



Два года назад в этот день мне пришла мысль, что смерть Александра Сергеевича - это лучший вариант, который только смогла подарить и ему, и России особенно, судьба, и я писала по этому поводу. Но позволю повториться ещё раз.
Будь исход дуэли иным: погиб бы не поэт, а его противник, грех убийства погубил бы душу "солнца русской поэзии" навеки. И зачем нам "наше всё" с таким грехом?
Это ведь в обывательском понятии дуэль - дело чести, а на Суде Божием - это убийство чистой воды, и никак иначе.
"Требую, – сказал он перед смертью Вяземскому, – чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином". Пушкину, с его-то буйным  нравом, принять и простить было нелегко, а может, и невозможно, но проведением ему было даровано это прощение. И слава Богу!
У Андрея Дементьева есть стихотворение:
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён...
Всё было очень просто:
У Троицкого моста он встретил Натали.
Их экипажи встали,
Она была в вуали, в серебряной пыли…

К несчастью, Натали была так близорука,
Что, не узнав супруга, растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён...
Под дуло пистолета, не поднимая глаз,
Шагнул вперёд Данзас и заслонил поэта...

К несчастью, пленник чести так поступить не смел.
Остался он на месте и выстрел прогремел...
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён...


Сколько горечи, сожаления и боли в строчках! Но, может, только благодаря таком исходу, Пушкин и остался тем, кем остался, и только потому и дорог нам, что душа его грех не приняла?


5.jpg
Илья Глазунов."А.С. Пушкин. Накануне", 1994г., холст, масло.

Recent Posts from This Journal

  • Кто в доме хозяин?

    Вчера шла мимо цветочного супермаркета и не удержалась заглянула. Не собиралась ничего покупать, но побродить и полюбоваться растениями со всего…

  • Опять мишка!

    А вот ещё в продолжение вчерашней темы. Вы уж, друзья, не серчайте, но, как говорится, чем богаты... Что сделаешь, коли живу в "медвежьем…

  • Мишки, мишеньки, мишутки

    Не смотря на то, что медведи относятся к числу наиболее умных и сообразительных животных и очень хорошо поддаются дрессировке, зверь этот один их…

promo iriki october 12, 2015 17:13
Buy for 10 tokens
- Н аше почтение всем, кто заглянул на эту страничку. Вот, лежим, охраняем... Хотя не уверены, что кто-то позарится на то, что тут есть. Но раз хозяйка посадила, значит, - надо. Пару слов о себе: мы с хозяйкой добродушны, неплохо воспитаны, без причины не кусаемся и даже клычки не…

Comments

( 98 comments — Ваше мнение )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kasana3006
Feb. 10th, 2017 03:20 pm (UTC)
история, как известно, не терпит сослагательного наклонения ) но я тоже иногда об этом думаю....
iriki
Feb. 10th, 2017 03:29 pm (UTC)
Рада, что не одной мне такая мысль являлась...
alba_ruthenia01
Feb. 10th, 2017 03:31 pm (UTC)
Как ни печально, но Пушкин, что называется, сам нарвался. Я тут недавно у Галковского прочитала список пушкинских дуэлей. Их было очень много, но все они смахивают на шутовство, игры такие. Возможно, Пушкин думал, что и эта дуэль будет ненастоящей, что Дантес принесет извинения. Однако кавалергард Дантес не мог допустить, чтобы о нем пошла слава труса.
iriki
Feb. 10th, 2017 03:59 pm (UTC)
Да не славился Дантес никогда ни порядочностью, ни смелостью! Дантес мечтал о грандиозной карьере в России. Чтобы произвести большее впечатление на высший свет, прибыв в Петербург на службу, рассказывал небылицы, приписывал себе невообразимые ратные подвиги, да и вообще вёл себя, прямо скажем, не лучшим образом – постоянно нарушал гвардейский устав (за три года службы в полку Дантес получил 44 взыскания ).
Да и связь его с "папенькой" Геккерном была на языке всего света .
А Пушкин ничуть не шутил в этот раз! Достала его эта грязная история. Да и без мистики не обошлось... Почитайте комментарии в предыдущем посте , если интересно.
(no subject) - alba_ruthenia01 - Feb. 10th, 2017 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 10th, 2017 06:23 pm (UTC) - Expand
lady_catari
Feb. 10th, 2017 03:46 pm (UTC)
Трудно предугадать.
Возможно, ты и права.
iriki
Feb. 10th, 2017 04:01 pm (UTC)
Даже, если отбросить эти религиозные мысли, то в этой жизни за всё платить приходится. А за смерть по твоей вине плата неизбежна.
alexeykazantsev
Feb. 10th, 2017 03:49 pm (UTC)
Может и так, Иришка. Но и без того его Гений вряд ли был бы забыт.
iriki
Feb. 10th, 2017 04:02 pm (UTC)
Но такой славы и мировой признательности мог бы и не иметь.
aborigenarbata
Feb. 10th, 2017 04:17 pm (UTC)
Это верно.
livejournal
Feb. 10th, 2017 04:34 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
katya_sokolova
Feb. 10th, 2017 04:54 pm (UTC)
Жалко. мог бы и еще пожить.
iriki
Feb. 10th, 2017 06:19 pm (UTC)
Ещё бы не мог! 37 годочков всего... Сейчас в эти годы только на ноги встают мужики . И то не все.
raduga2601
Feb. 10th, 2017 05:09 pm (UTC)

Не знаю, мне кажется больше таких поэтов не было и еще не родился подобный. Я его стихи учила влет .
Все равно очень жаль , что так вот закончилось все для него.

iriki
Feb. 10th, 2017 06:18 pm (UTC)
Конечно, жаль, Леночка...
voljena
Feb. 10th, 2017 05:14 pm (UTC)
Пушкин не был святым. Того, что он натворил в своей жизни, вполне достаточно для очень большого общественного порицания. Поэзию, думаю, лучше отделять от биографий, а то Франсуа Вийона вообще в руки не возьмёшь. Или Лермонтова, Михаила Юрьевича ☺
iriki
Feb. 10th, 2017 06:18 pm (UTC)
Святыми они все не были - это факт. Но как глупо распорядились своими жизнями и талантом!
(no subject) - voljena - Feb. 10th, 2017 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 01:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - voljena - Feb. 11th, 2017 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - voljena - Feb. 11th, 2017 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 11:48 am (UTC) - Expand
laralelya
Feb. 10th, 2017 05:33 pm (UTC)
Еще был вариант. Оба дуэлянта остались живы...
iriki
Feb. 10th, 2017 06:15 pm (UTC)
Это с семи-то шагов? Нет, Ларис, там было всё заточено на убийство одного из двух. Но у Дантеса было преимущественное право стрелять первым, увы.. И то он, паршивец, выстрелил раньше положенного времени.

Edited at 2017-02-10 06:15 pm (UTC)
netrmed
Feb. 10th, 2017 07:11 pm (UTC)
Очень интересное мнение по этому поводу
iriki
Feb. 11th, 2017 01:36 am (UTC)
Может быть, я и не права.. Но мысль, что ведущий поэт России - убийца как-то не греет душу.
livejournal
Feb. 10th, 2017 07:25 pm (UTC)
Взлом чарта 10.02.17 22:25
Пользователь 3000top сослался на вашу запись в своей записи «Взлом чарта 10.02.17 22:25» в контексте: [...] с записью «Поговорим ещё о Пушкине?» [...]
iriki
Feb. 11th, 2017 01:39 am (UTC)
Re: Взлом чарта 10.02.17 22:25
ОК!
neusolga
Feb. 10th, 2017 07:26 pm (UTC)
Одна Черная речка осталась немой свидетельницей того времени, да и те воды утекли..
iriki
Feb. 11th, 2017 01:38 am (UTC)
Плохой свидетель, конечно...
nikolay_suslov
Feb. 10th, 2017 07:52 pm (UTC)
Буйное, хулиганистое, задиристое "наше всё" ушло от нас христианином...
А могло - убийцей. Бог миловал... Помянем Александра Сергеевича.
iriki
Feb. 11th, 2017 01:34 am (UTC)
В этом и суть.Вот уже двумя постами и поминаю... Царствие небесное! Я вот что подумала: как церкви не претило отпевать дуэлянтов? Ведь, по сути, это то же самоубийство.

Edited at 2017-02-11 11:39 am (UTC)
lakshmi_mi
Feb. 10th, 2017 08:21 pm (UTC)
Ой, что бы там ни писали про Пушкина, что он был грубиян и бабник, но он поэт номер один для России.
iriki
Feb. 11th, 2017 01:37 am (UTC)
Несомненно!
arit_09
Feb. 10th, 2017 09:18 pm (UTC)
Наверное так.
iriki
Feb. 11th, 2017 01:37 am (UTC)
Хотелось бы думать, что ТАМ ему зачтётся.
arysev
Feb. 10th, 2017 09:35 pm (UTC)
Не буду спорить, но не рискну и соглашаться. В то время была другая цена человеческой жизни. И другое отношение к чести. Убить, или погибнуть на дуэли, было вполне обыденно. И не имеет отношения к прощению чужих грехов на смертном одре. Точно также грех убийства простили бы Пушкину, сложись всё по другому.
iriki
Feb. 11th, 2017 01:33 am (UTC)
Простить-то простили бы, но принесло бы это убийство ему покой?
(no subject) - arysev - Feb. 11th, 2017 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - arysev - Feb. 11th, 2017 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 04:03 pm (UTC) - Expand
tanafi
Feb. 10th, 2017 11:46 pm (UTC)
Гении долго не живут...
Он предчуствовал это...
iriki
Feb. 11th, 2017 01:32 am (UTC)
Мало того, он, кажется, торопил событие.
martin33
Feb. 11th, 2017 06:18 am (UTC)
"Не дай мне Бог сойти с ума"... Вспомнилось почему-то
iriki
Feb. 11th, 2017 11:12 am (UTC)
Я бы тоже предпочла суму...
rjbina
Feb. 11th, 2017 01:01 pm (UTC)
В то время человеческая жизнь была весьма короткой, если не ошибаюсь - 57 лет, а с Пушкиным это случилось в 37... бОльшая часть жизни была уже прожита. Уверенна, что он сознательно, с глубокой верой в свою правоту, пошел на этот шаг.
iriki
Feb. 11th, 2017 03:47 pm (UTC)
Сознательно! Он , думается, хотел Судьбу испытать, поскольку суеверен был страшно. Помнишь ведь, что ему было предсказана смерть на 37 году жизни. Эта мысль не давала, видно, покоя. Ведь он дважды вызывал Датеса на поединок. В первый раз Дантесу даже спешно пришлось жениться на Екатерине, сестре Натилии, Но Пушкину это показалось насмешкой. Он не поверил, Что дальнейших сплетен о нём и Натальи не будет. Да так оно и было...
(no subject) - rjbina - Feb. 11th, 2017 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 04:04 pm (UTC) - Expand
inna_budapest
Feb. 11th, 2017 01:05 pm (UTC)
Хорошо бы у Натальи - жены Пушкина ещё бы спросить, какой исход она бы выбрала?
iriki
Feb. 11th, 2017 03:49 pm (UTC)
Не думаю, что такой, какой случился. Её семилетнее затворничество в Михайловском тому доказательство. А Пушки просил всего лишь три года...
kubera_xanum
Feb. 11th, 2017 01:11 pm (UTC)
Хорошо поговорили, помянули. Спасибо, Ирина! Я тоже в эти дни думала о нём. У каждого из нас свой Пушкин. Мне было 4 года. Корь. Лежим с сестрёнкой на одной кровати, болеем. Сибирь. Окна во льду. В трубе воет ветер, на улице настоящая снежная круговерть. А по комнате ходит папа с книгой Пушкина в руках и читает нам: "Ветер, ветер, ты могуч! Ты гоняешь стаи туч..." И так выразительно читает - всё по ролям, что моё воображение уносит меня далеко-далеко от дома на остров Буян...
Папа молодец, он когда брал сказки Пушкина, всегда приговаривал: "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!.." Так с ним и выросли.
iriki
Feb. 11th, 2017 03:53 pm (UTC)
Какие тёплые воспоминания... А мне бабушка читала Пушкина. Она была, как подсолнух семечками, стихами начинена. Последний выпуск гимназии... Ох, много чего знала! Отсюда и любовь и к литературе, и к русскому языку , музыке...
Спасибо, что заглянули. Иду к Вам в гости.
(no subject) - kubera_xanum - Feb. 11th, 2017 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kubera_xanum - Feb. 11th, 2017 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kubera_xanum - Feb. 11th, 2017 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kubera_xanum - Feb. 11th, 2017 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 11th, 2017 07:24 pm (UTC) - Expand
yaninamylliz
Feb. 11th, 2017 02:14 pm (UTC)
Я читала, что Пушкин был тем еще дуэлянтом, постоянно кого-то вызывал, но обычно либо отменяли, либо все заканчивалось пшиком. Но поскольку он не собирался останавливаться, мне кажется, его просто спасли.
iriki
Feb. 11th, 2017 03:54 pm (UTC)
То есть, Вы согласны с моей трактовкой: зачем нам "наше всё" с таким грехом?
(no subject) - yaninamylliz - Feb. 11th, 2017 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 12th, 2017 03:15 am (UTC) - Expand
sofia_agacher
Feb. 12th, 2017 02:27 am (UTC)
Не знаю, как для Пушкина, но для его жены, вышедшей замуж за такого темпераментного мужчину, этот вариант был действительно спасительным. Выйти замуж в восемнадцать лет, и за шесть лет замужества родить шестерых детей, да еще и подвергаться нападкам ревности мужа. Бедная девочка, как же ей досталось!
iriki
Feb. 12th, 2017 03:14 am (UTC)
Не шестерых, Сонь. Четверо детей было у Наталии от Пушкина (Сашка, Машка, Гришка, Наташка, как называл их А.С), а от Ланского потом трое. Плодовита была девочка, и всего лишь.
И ни разу не читала нигде, что Пушкин терроризировал её ревностью. Любил, как куклу, баловал, терпел её сестриц в своём доме, хоть и жил исключительно литературным заработком. Долги росли. Отказывать жене в выходе в свет было неумно (уж больно государю приглянулась). Так что, неизвестно, кто там больше страдал.
(no subject) - sofia_agacher - Feb. 13th, 2017 04:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 13th, 2017 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sofia_agacher - Feb. 13th, 2017 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 14th, 2017 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sofia_agacher - Feb. 14th, 2017 11:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 15th, 2017 03:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - sofia_agacher - Feb. 15th, 2017 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Feb. 16th, 2017 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - sofia_agacher - Feb. 17th, 2017 01:40 am (UTC) - Expand
capat
Feb. 12th, 2017 08:27 am (UTC)
Да, Господь отвел его руку, не сделав убийцей
iriki
Feb. 12th, 2017 03:26 pm (UTC)
За то и любим!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 98 comments — Ваше мнение )